Логотип РПДРПД - учасник Международнаой федерациии транспортных рабочих" 

  Добро пожаловать!

                        

Как изменилась жизнь порта Ванино после «крика души» докера

11.05.2017
В конце декабря 2016 года член Российского профсоюза докеров (РПД) Александр Егоров записал видеоролик, отправленный в последствии Президенту России, с жалобой на экологическую обстановку в порту и посёлке Ванино. Запись стала фактически «криком души» человека, которому надоело жить и работать, каждый день вдыхая угольную пыль. Такая активность не осталась незамеченной руководством порта.

Однако вместо того, чтобы приступить к активным действиям по минимизации вреда от пыли, администрация объявила выговор докеру и лишила его премии. В профсоюзе отреагировали мгновенно: председатель РПД Василий Козаренко подал заявление в Дальневосточную транспортную прокуратуру с просьбой проверить возможное нарушение трудового законодательства. Но, пожалуй, что более важно, такое «решение проблемы» администрацией вызвало справедливое возмущение среди докеров порта, а еще и среди жителей поселка, пользователей Рунета и в СМИ: история получила широчайшую огласку.

Жители вышли на митинг в поддержку докера и в защиту экологии, обратились в различные инстанции. Почти все инстанции приняли сторону ванинцев. Так, прокуратура выставила требования к руководству порта об использовании оборудования, снижающего негативное воздействие на воздух.

Через месяц после митинга в порту сменился гендиректор. Валерий Балакин, не проработавший на этой должности и года, покинул должность. На его место был назначен Евгений Дмитраков, который в течение 2016 года был главным инженером, первым замом генерального директора. При этом, говоря о назначении, в пресс-службе порта подчеркнули, что новый гендиректор особое внимание уделит борьбе с загрязнением окружающей среды из-за перевалки сыпучих грузов. Вектор деятельности был хорошо известен: в 2015 году администрация порта подписала с правительством Хабаровского края программу по повышению экологической безопасности.

История вышла много далее одного порта. Так, Росприроднадзор неоднократно проверял не только порт Ванино, но также и порт в Находке. «Пыльная» проблема дальневосточных городов заставила Росприроднадзор запланировать на 2017 год проведение аналогичных проверок во всех 67 российских портах. В конце концов вопрос был вынесен на обсуждение комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды. Депутаты пришли к выводу, что единственно правильное решение – заставить предприятия переходить от «дедовских» технологий к современным. Использование специальных вагоноопрокидывателей с пылеулавливающими установками, конвейерных лент, судопогрузочных машин, устройств, блокирующих распространение пыли, и другого специального оборудования позволило бы сохранить уровень загрязнения воздуха в пределах допустимого.

План по улучшению экологии

Однако заявить о готовности уделять особое внимание — не то же самое, что остановить загрязнение окружающей среды. Конечно, нельзя сказать, что администрация порта полностью закрывает глаза на проблему. В порту работают снегогенераторы, создающие поток снежного тумана, микрочастицы которого покрывают тонкой ледяной коркой штабеля угля, что должно способствовать оседанию пыли на землю. Однако, по словам Александра Егорова, при работе дробильно-сортировочной установки (ДСУ), сортировочной установки (СУ) и при грейферной разгрузке-погрузке угля в зимнее время пыль не оседает.

А ДСУ и СУ являются самыми большими факторами пыления. Сейчас порт закупает вакуумный аппарат, предназначенный для очистки подъездных путей и складов, что должно снизить уровень пыления. Также в порту стали ограждать угольные склады. Основной задачей ограждений, помимо повышения эффективности использования складов, является предупреждение просыпания угля и предотвращение его пыления во время движения транспорта в порту. К середине 2017 года эта работа будет полностью завершена на всех причалах, где перегружается уголь. Работа ведется в рамках обновлённой экологической программы, принятой стивидорной компанией в марте 2017 года. На ограждения порт затратил более 36 млн руб.

Напряжённая обстановка заставила стивидорную компанию увеличить финансирование природоохранных мероприятий на 2017 год до 100 млн руб. Около половины суммы пойдёт на закупку новых пылеуборочных машин и модернизацию системы круглосуточного экологического мониторинга.

Как отмечают докеры, на данный момент в припортовом посёлке стало заметно чище: на приближённом участке ОППК-1 сократили грузооборот, с одного из причалов убрали уголь, пылящие марки угля перенесли на другую сторону бухты ОППК-3, который находится на 500 метров дальше от жилой территории. Но акватория порта остаётся под угрозой, её по-прежнему накрывает глинозёмная и угольная пыль.

– Ситуация поменялась, – говорит Александр Егоров. – В порту ведутся работы согласно плану, разработанному на заседании краевой рабочей группы по обеспечению безопасного и социально-ответственного функционирования и развития порта Ванино. Сейчас в первом районе порта, расположенном ближе всего к посёлку, зачищен один из причалов. Туда, как и пообещал новый гендиректор, будет складироваться другой груз. Оставшиеся причалы и параллельные складские территории под уголь обносятся бетонным ограждением высотой два метра. Забор, конечно, не останавливает угольную пыль, но предотвращает просыпание. Также хочу заметить, что возымевший эффект непыления происходит не из-за купленных снегогенераторов, а от снижения грузооборота угля на ОППК-1, переноса пылящих марок угля на третий комплекс и временного запрета на дробильно-сортировочные установки, которые потихоньку начинают вводить заново в работу.

Перемены есть, но многое ещё предстоит сделать

Слова замглавреда журнала «Металлоснабжение и сбыт» Леонида Хазанова, который отмечает, что в Европе и Северной Америке экологические вопросы начинают решать ещё до организации перевалки угля: на территории, предназначенной для строительства терминала, предусматривается создание систем, предупреждающих развеивание пыли: «Применяется широкий спектр устройств – экраны от ветров по всему периметру, закрытые вагоноопрокидыватели, склады с системами аспирации и орошения водой, снегогенераторы и установки создания водяного тумана. Крупнейшие угольные терминалы в Антверпене, Копенгагене, Ньюкасле и Норфолке — открытые». Использование снегогенераторов и поливочных машин для борьбы с пылью эффективно, но очень важно наладить правильную организацию их работы. «Можно применять и специальные каркасные укрытия, в которых состав с углём движется к опрокидывателю. Они очень удобны, поскольку защищают уголь, когда дует сильный ветер. Именно такие укрытия сейчас стоят в Восточному порту в Приморье, и они доказали свою высокую эффективность», – объяснил эксперт.

– Дороги в порту в ужасном состоянии: большинство разбиты, покрыты толстым слоем угольной пыли, которая пока не убирается за неимением спецтехники. Работникам приходится всем этим дышать, так ещё и не всем выдают средства защиты, – рассказывает Александр. – Снегогенераторы неэффективны в зимнее время: снеговой поток не останавливает частицы пыли, а проходит сквозь них. Возможно, при плюсовой температуре эти пушки смогут погасить очаги пыления, но только если каждая «сеялка» будет оборудована ею. Пока же угольная и глинозёмная пыль оседает на дно, что грозит экологической катастрофой. В бухту впадает река Чистоводная, в которую заходит на нерест рыба. Рыбакам стали попадаться особи краба, в мясе которых проглядываются чёрные волокна. Нанесён сильный ущерб фауне. При разговоре с другими докерами понимаешь, что будь их воля, они бы запретили компании «Мечел» работать в порту с их угольной грязью!

«Мечел» является основным клиентом стивидора. Именно после переговоров с представителями «Мечела» был принят план по развитию порта. По информации пресс-службы губернатора и правительства края, генеральный директор «УК Мечел-Транс», член совета директоров «Порта Ванино» Алексей Лебедев сообщил, что выделенные на природоохранные мероприятия 100 млн руб. будут направлены, в первую очередь, на ликвидацию эффекта пыления при перегрузке угля. В частности, порт до конца первого полугодия закупит вакуумный погрузчик. Будет разработан проект очистных сооружений, а к концу года – подготовлено техзадание на строительство современного перегрузочного комплекса. Также в руководстве порта подтвердили, что работают над изменением структуры грузопотока в сторону уменьшения перевалки угля.

Источник: КТР

Возврат к списку