Логотип РПДРПД - учасник Международнаой федерациии транспортных рабочих" 

  Добро пожаловать!

                        

Профсоюзы подняли наиболее острые вопросы на встрече с министром транспорта

26.04.2017

Профсоюзы подняли наиболее острые вопросы на встрече с министром транспорта

Встреча уже стала ежегодной традицией, благодаря которой удаётся обсудить наиболее актуальные для отрасли проблемы. В этом году РПСМ говорил о морской медицине, защите национального рынка труда и зарплатах российских моряков.

Основной стала проблема о защите интересов моряков на национальном рынке труда. Именно с неё начал свое выступление первый заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. Профсоюз неоднократно поднимал этот вопрос перед органами государственной власти, но его доводы не были услышаны. Между тем, этот вопрос остаётся одним из самых злободневных, когда речь идёт о качественных рабочих местах.

Напомним историю вопроса: с 2002 года действовал разрешительный порядок привлечения иностранных граждан на работу в России, включая найм на морские суда под флагом РФ, установленный ФЗ «О правовом положении иностранных граждан». Однако в 2014 году был принят закон «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», включивший в ТК РФ ст. 351.5, освобождающую работодателей-резидентов таких территорий от необходимости получения разрешений на использование иностранных работников. Под его действие попадают и судовладельцы, если их признают резидентами. Аналогичной преференцией наделены и резиденты территорий так называемого свободного порта Владивосток в связи с принятием в 2015 году одноименного федерального закона.

Подобные законодательные инициативы, позволяя фактически бесконтрольно привлекать иностранцев для работы на российских судах, уменьшают занятость российских моряков. По мнению РПСМ это противоречит Правилу 2.8 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве о карьерном росте и возможностях для занятости моряков. Профсоюз предлагает не только прекратить раздачу таких преференций российским судовладельцам, но и вообще запретить применение труда иностранных моряков на российских судах, занятых в сфере разведки, добычи и перевозки продуктов углеводородного сырья на континентальном шельфе РФ. Более того, в РПСМ считают, что если для подобной деятельности привлекаются иностранные суда – их судовладельцы должны нанимать российских моряков.

Многочисленные обращения в течение последних двух лет в адрес президента и правительства РФ, в том числе резолюция по данному вопросу последнего съезда РПСМ, так и остались неуслышанными. За исключением Минтруда России, профильные ведомства не разделяют озабоченность профсоюза.

Игорь Ковальчук попросил Максима Соколова собрать совещание с участием заинтересованных подразделений Минтранса, чтобы РПСМ была предоставлена возможность непосредственно обсудить возможные приемлемые решения данной проблемы.

Ещё одна болезненная для российских моряков тема – заработной платы. Несмотря на то, что в целом средняя зарплата у моряков, плавающих под российским флагом, относительно высокая, в трудовых договорах моряков недобросовестные судовладельцы часто прописывают только минимальный оклад. Однако если у судовладельца начинаются финансовые проблемы, моряки становятся жертвами данной схемы и даже при обращении в суд могут добиться только тех выплат, которые прописаны на бумаге. РПСМ попросил у Минтранса содействия в пресечении подобной практики.

Ну и конечно нельзя было не сказать о проблеме, уже набившей оскомину: речь о прохождении медосмотров моряками. Напомним, что к 1 июля должны быть реализованы требования Конвенции ПДНВ в части медосвидетельствования моряков. Однако в России до сих пор не утвержден список сертифицированных медицинских учреждений или врачей, уполномоченных проводить медицинские освидетельствования моряков, отсутствует утверждённая форма медицинского свидетельства. У РПСМ есть опасения, что к указанной дате нормативно-правовые акты не будут готовы, что ставит под угрозу рабочие места российских моряков и может создать проблемы российским судовладельцам. В целом это одна из проблем, возникающих из-за отсутствия специализированной морской медицины. Как выяснилось в ходе недавних парламентских слушаний в Госдуме, посвящённых вопросам и проблемам медицины на транспорте, в России нет даже образовательного стандарта морского врача.

Также Игорь Ковальчук затронул вопрос о возобновлении заседаний рабочей группы по лоцманской деятельности, созданной при Минтрансе в прошлом году.

На встрече присутствовал председатель Российского профсоюза докеров (РПД) Василий Козаренко. РПД вместе с РПСМ и другими профсоюзами входят в Федерацию профсоюзов работников морского транспорта. Главным вопросом, который волнует РПД, является процедура проведения Специальной оценки условий труда на рабочих местах механизаторов (докеров-механизаторов). Об этом в Минтранс в преддверии встречи было направлено соответствующее письмо, в котором приводятся обоснование позиции профсоюза. В письме предлагается поддержать предложение РПД о необходимости разработки особенностей проведения СОУТ для механизаторов (докеров-механизаторов), а также направить в Министерство труда письмо с тем же предложением. Для реализации данной инициативы механизаторов (докеров-механизаторов) необходимо включить в Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых СОУТ проводится с учётом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей.

– Поскольку на встрече было представлено большое количество профсоюзов, объединяющих транспортников, каждому выступающему было выделено буквально по несколько минут для доклада, - отметил Игорь Ковальчук. – Тем не менее мы рассчитываем на продолжение обсуждения на площадке минтранса по животрепещущим проблемам российских моряков.

Источник: КТР

Возврат к списку