Логотип РПДРПД - учасник Международнаой федерациии транспортных рабочих" 

  Добро пожаловать!

                        

Минтранс дважды поддержал профсоюз докеров. Минтруд - нет

18.09.2017

Минтранс дважды поддержал профсоюз докеров. Минтруд - нет

– С применением заёмного труда мы сталкиваемся практически повсеместно, несмотря на то, что он запрещён в РФ, – рассказывает Василий Козаренко. – Порты заключают гражданский договор либо с конкретным гражданином на услуги по работе с грузом, либо с фирмой «Рога и копыта» о том, что их работники будут перегружать конкретный груз на конкретном судне. В результате в порту появляются не застрахованные работники с непонятными ставками. И мы не можем судить ни об их квалификации, ни о знаниях требований охраны труда. Они могут и грузу навредить, и себя покалечить, и окружающих.

Оценив масштаб проблемы, профсоюз обратился в Министерство труда и социальной защиты, которое посоветовало провести анализ и предоставить получившиеся данные.

– Мы столкнулись с настоящей проблемой, которая упирается в формальный подход. Дело в том, что в Трудовом кодексе РФ чётко прописано определение заёмного труда, а также сказано, что работники сторонних организаций могут привлекаться при условии, что они осуществляют свою деятельность по трудовым договорам. И вот тут-то мы обнаружили, что у нас нет ни одного заёмщика в портах! – сетует Василий Козаренко. – То есть по бумагам их не найти: люди состоят в штате какого-либо агентства по занятости, неважно – аккредитованного или нет. Порт заключает с этим агентством договор подряда – то есть гражданский договор, по которому люди выходят работать в порт вместо штатных сотрудников. При этом их зарплата, естественно, гораздо ниже зарплаты докера, поскольку не учитывает надбавки за вредные условия труда.

Самое смешное в этой грустной ситуации, что некоторые кадровые агентства ухитрились провести у себя – то есть прямо в своих помещениях – специальную оценку условий труда, которые были признаны допустимыми. И опять получается, что «по бумажке» всё хорошо, а на деле люди выходят работать в порт – то есть совсем в другие условия. РПД обратился в Рострудинспекцию, однако ведомство на жалобу профсоюза заявило, что люди действительно привлекаются к работе, но поскольку у них заключены гражданские договоры, всё в порядке.

– Таким образом, мы столкнулись с проблемой, что факт выхода сторонних работников в порт подтверждён, но инспекция по труду в этом нарушений не усматривает. Что с этим делать – мы не представляем. Завтра по такому принципу можно будет почти всех докеров брать со стороны. Такой труд используют многие стивидорные компании Петербурга. Тот же принцип в Туапсе, Архангельске, Владивостоке. Посторонние есть везде. При этом во Владивостоке люди выходили на работу без спецодежды – чуть ли не в домашних тапочках. А ведь спецодежда, в частности, обувь не просто так – она предотвращает травму, если вдруг груз упадёт.

Перед последней встречей с министром транспорта Максимом Соколовым в июне профсоюз направил в ведомство письмо с просьбой «принять меры по пресечению использования заемного труда, запрещенного трудовым законодательством с цель исключения использования гражданско-правовых договоров как между стивидорными компаниями и псевдоагентствами занятости, так и гражданско-правовых отношений между работниками и такими агентствами». В качестве решения проблемы РПД предложил вообще запретить заёмный труд на работе с вредными условиями, начиная с класса 3.1. Для этого необходимо, в том числе, признать недопустимым использование гражданско-правовых договоров, с помощью которых стивидорные компании привлекают не аккредитованные кадровые агентства для выполнения услуг или выводят через них этих самых заёмных работников не по трудовым, а по гражданским договорам.

Согласно протоколу встречи, Минтранс поддержал идею РПД и порекомендовал обратиться в Минтруд. То есть получается, что формально поддержка от ведомства есть, и оно согласно с наличием проблемы, но реальное решение всё равно возможно только по инициативе профсоюза и Министерства труда.

Такая же ситуация и со второй проблемой – СОУТ. РПД обращался в Минтранс по поводу специальной оценки условий труда докеров-механизаторов. Ведомство посчитало предложение профсоюза «обоснованным и целесообразным» и… перенаправило его в Минтруд. – В Минтруд мы и сами обращались по обоим вопросам, однако ни один пока не сдвинулся с мёртвой точки, — рассказал Василий Козаренко. – Между тем, проблема СОУТа весьма актуальна. Взять, к примеру, Мурманский порт. Там ребята работают с насыпными грузами. И всё равно по СОУТ получают оценку «два» – то есть условия труда на их рабочих местах считаются «допустимыми». А ведь грузы имеют разную степень опасности. В организации труда никаких изменений не произошло, и при этом во многих портах снизился класс вредности. В итоге работодатель пытается лишить докеров дополнительного отпуска за работу во вредных условиях труда, хотя закон прямо говорит, что льготы должны сохраняться. Профсоюз пытается добиться разработки особенностей проведения СОУТ для механизаторов, а также включить их в Перечень рабочих мест, в отношении которых СОУТ проводится с учётом устанавливаемых исполнительной властью особенностей. Однако решение этого вопроса, как и проблемы заёмного труда, пока подвисли в министерстве.

Источник: «КТР»

Возврат к списку