Логотип РПДРПД - учасник Международнаой федерациии транспортных рабочих" 

  Добро пожаловать!

                        

Представлен проект контрольно-надзорного кодекса

22.05.2019

Представлен проект контрольно-надзорного кодекса

Вся система контроля будет - по замыслу Минэкономразвития - полностью переделана. Проверки - главная "валюта" текущей контрольно-надзорной деятельности - займут крайне скромное место в системе многочисленных мероприятий контроля и надзора, среди которых предложены и совсем экзотические.

Перечислим некоторые предложенные законопроектом новеллы:

- также, как и сейчас, часть видов надзора будет осуществляться в отдельном, своем собственном, порядке, например, банковский, финансовый, акционерный, налоговый, оперативно-разыскные мероприятия и т.п., в том числе - надзор за соблюдением законодательства о рекламе (сейчас этот вид надзора подпадает под действие Закона N 294-ФЗ). Любопытно, что прокурорский надзор, согласно проекту, должен будет проводится "на общих основаниях", исключения для него не предусмотрено (сейчас - наоборот);

- все обязательные требования, которые оформлены актами Правительства РФ, министерств и ведомств, принятыми до 01.01.2021, - перестанут быть предметом контроля. Ну и все акты, принятые в СССР и РСФСР, наконец, - тоже;

- риск-ориентированная система останется, изменится только ее название и отдельные нюансы;

- все должностные лица всех надзорных органов, осуществляющие надзор/контроль, будут именоваться одинаково - инспекторы. Инспекторы "при исполнении" должны быть одеты в форменную одежду;

- будут разделять контрольно-надзорные действия и контрольно-надзорные мероприятия. Первые - это такие небольшие акции, направленные на добычу сведений и доказательств, - осмотр, допрос, отбор проб, эксперимент, отбирание письменных объяснений и т.п., и которые сами по себе, "просто так", проводиться не могут. Вторые - это, собственно, самостоятельные надзорные процедуры - проверка, рейд, закупка и т.п. Помимо этого, предусмотрен широкий ассортимент профилактических мероприятий (выдача рекомендаций, профилактический визит, меры поощрения за добросовестность и т.п.);

- в числе профилактических, например, предусмотрено профилактическое сопровождение - это когда по отдельному договору между контролируемым лицом и надзорным органом последний предварительно оценивает состояние законности у поднадзорного лица и затем предоставляет рекомендации об оптимальном способе соблюдения обязательных требований. При этом проект закона прямо разрешает субъективное усмотрение руководителя надзорного органа по вопросам профилактического сопровождения;

- еще одна новелла - профилактический визит: инспектор приходит, оценивает, дает рекомендации. Наказывать и выдавать предписания по итогам профвизита нельзя. Такой визит точно будет к новичкам - в течение первого года работы вновь открывшихся фирм, а к остальным - по обстоятельствам;

- основания для надзорных мероприятий остаются примерно теми же, но вместо применяемой сейчас формулировки, связанной с угрозой или причинением вреда жизни, здоровью и прочим ценностям, предложена такая: "наличие достаточных достоверных данных, свидетельствующих о нарушении обязательных требований". Новая формулировка является очевидно более простой и удобной для всех сторон надзорного взаимодействия, при этом отдельное основание "факт причинения вреда жизни/здоровью" предусмотрен для, собственно, проверки и для выборочного контроля;

- перечень надзорных мероприятий значительно расширится. Помимо уже знакомых бизнесу проверки, контрольной закупки и рейда инспекторы начнут проводить выездное обследование (инспектор приходит и сам, без взаимодействия с контролируемым, все осматривает, а если видит нарушения, - фиксирует их на фото- или видеокамеру); мониторинговую закупку (добыча образцов, которые затем отправят в лабораторию на исследование. Требования Закона о защите прав потребителя не проверяются); выборочный контроль(изъятие образцов товара для исследования) и инспекционный визит (разновидность выездной проверки);

- инспекторы вправе опрашивать свидетелей (очевидцев). И хотя опрос - дело добровольное, но их предупреждают об уголовной ответственности за дачу ложных показаний. Представители контролируемого лица свидетелями быть не могут;

- инспектора можно отвести от проведения мероприятия по ряду причин. В том числе, если лично он пострадал от деятельности контролируемого лица (съел некачественный продукт, например);

- все виды надзора будут занесены в специальный реестр. Если надзора в нем нет - проверять нельзя. Нет административного регламента - проверять нельзя. Нет положения о виде контроля - проверять нельзя;

- все сведения о контрольных мероприятиях должны оперативно появляться в едином реестре проверок. Если на момент начала надзорного мероприятия никакой информации о нем в реестре проверок нет - инспектора можно не пускать и отказаться от общения;

- у каждого ИП и юрлица будет собственный электронный личный кабинет - вероятно, в рамках портала контрольно-надзорной деятельности. Через кабинет можно будет, в том числе, передавать документы в надзорный орган;

- по окончании проверки контролируемое лицо получит не только акт, предписание и протокол об АП (как сейчас), но и рекомендации по соблюдению обязательных требований.

Проект Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"

Источник: Компания "Гарант"



Возврат к списку