Логотип РПДРПД - учасник Международнаой федерациии транспортных рабочих" 

  Добро пожаловать!

                        

Финский бойкот российскому демпингу

17.12.2015

Финский бойкот российскому демпингу

Финские докеры в порту Уусикаупунки отказались разгружать российское судно Северо-Западного пароходства. Бойкот продолжался несколько дней, пока суд не вынес постановление о незаконности таких действий. Камнем преткновения стали низкие зарплаты российских моряков, благодаря которым СЗП может демпинговать на рынке перевозок, утверждают в финском профсоюзе.
Российское грузовое судно «Малахит» с экипажем 10 человек на борту прибыло в порт Уусикаупунки (Юго-Западная Финляндия) 10 декабря, однако разгрузиться ему так и не удалось. Как сообщает Северо-Западное пароходство, представитель финского профсоюза докеров FCU, аффилированного с Международной федерацией транспортных рабочих (МФТ/ITF), стал «шантажировать» экипаж, требуя от него подписать коллективный трудовой договор с ITF.
В ответ на отказ выполнить данное требование СЗП 11 декабря получило официальное уведомление о бойкоте судна и отказе докеров разгружать его.
14 декабря суд Хельсинки признал забастовку незаконной, а на следующий день предписание было передано представителю финского профсоюза FSU, Кеннету Бенгтсу. В итоге судно всё-таки разгрузили 16 декабря около 13.00.
Северо-Западное пароходство оценивает убытки от «агрессивных» действий докеров за каждый день простоя в 8,5 тыс. евро.
Основным требованием финнов к ОАО СЗП является переход с коллективного трудового договора Профсоюза работников водного транспорта РФ (ПРВТ) на коллективный трудовой договор Российского профессионального союза моряков, который является членом ITF (International transport workers federation).
ПРВТ не входит в международную федерацию транспортных работников ITF (её членство было приостановлено много лет назад из-за нарушений политики ITF) и потому не выполняет требование Международной организации труда о минимальных зарплатах, утверждают в ITF.
Международная федерация транспортных рабочих ITF, объединяющая морские профсоюзы 151 страны, выставляет требования, чтобы на судах под национальным флагом был коллективный трудовой договор организации - члена федерации. Это делается для того, чтобы во всех морских профсоюзах по всему миру существовали единообразные требования, включая минимальный уровень заработной платы.
«Судно «Малахит» работает с портами Евросоюза, оно шло из Англии, через Бельгию, Данию в Финляндию. А зарплата на борту судна не отвечает рекомендациям МОТ. С 1 января 2015 года Морская паритетная комиссия МОТ установила базовую ставку для матроса 1 класса в размере 592 доллара, что фактически означает, что общая ежемесячная заработная плата матроса должна быть порядка 1050 долларов в месяц, - рассказал «Фонтанке.fi» Сергей Фишов, координатор ITF в России.
По оценкам господина Фишова, «на «Малахите» матрос 1-го класса год назад зарабатывал примерно 30 тыс. рублей в месяц, а сейчас зарплата должна быть не менее 70 тыс. рублей в месяц, но видимо она значительно меньше, в противном случае докеры бы не бастовали». По информации финского профсоюза, разница в зарплатах финского и российского моряка сейчас составляет порядка 500 евро в месяц.
На вопрос «Фонтанки.fi» о средней зарплате на судах СЗП в компании ответили следующее: «Средний размер заработной платы экипажей судов соответствует условиям трудового договора между работником и администрацией СЗП и соответствует требованиям трудового законодательства РФ. Средний размер заработной платы в СЗП составляет сумму, сравнимую с размером заработной платы других российских судовладельцев, действующих в Северо-Западном регионе РФ».
Это не первый случай конфликтной ситуации СЗП с финскими докерами. Так, в июне прошлого года отказ разгружать сухогруз «Русич-5» в Торнио вылился во всеобщую забастовку докеров во всех портах Финляндии. Причина всегда была одна, признался в комментарии «Фонтанке.fi» координатор ITF в Финляндии Кеннет Бенгтс: «Неприемлемый коллективный трудовой договор и зарплаты ниже установленного стандарта (на судах СЗП. – Прим. ред.)».
В свою защиту СЗП заявляет, что вслучае с «Малахитом» «инспектор ITF не имел возможности посмотреть коллективный договор, а также любые другие документы на борту теплохода, так как не был допущен на судно в связи с отсутствием у него соответствующих полномочий. То есть он как минимум не мог делать выводы о «ненадлежащем коллективном договоре» и о каких-либо нарушениях на судне по любому законодательству, что составляло суть претензий FSU».
Как правило, «компания сама выбирает, с каким профсоюзом и какого уровня заключать коллективный договор, - пояснил господин Фишов. - При этом компании хорошо известно, что её суда неоднократно попадали под бойкот в разных странах: в Польше, Германии, Финляндии».
Тем не менее вряд ли СЗП решится на договор с ITF, ведь тогда придётся увеличить расходы на зарплаты морякам, утверждают в профсоюзах федерации.
Финнов же волнуют не низкие зарплаты российских экипажей, а то, что является их следствием, – демпинг на рынке морских грузоперевозок. Услуги перевозчиков, которые тратят меньше денег на зарплаты, соответственно, стоят дешевле, ведь остальные расходы примерно одинаковые. Таким образом, финские судовладельцы лишаются прибыли.
«Суда являются участниками международной торговли, поэтому у всех должен быть один уровень минимальный зарплаты. На сегодняшний день, однако, СЗП практикует между европейскими портами социальный демпинг», - заявил господин Бенгтс.
Кроме того, «Малахит» является судном «удобного» флага, против которых ITF ведёт кампанию уже 50 лет. То есть владелец находится на Мальте, а СЗП взяло судно в бербоу-чартер, и теперь оно ходит под российским флагом. «Такая же ситуация происходит с судами под флагом Гонконга, которые работают на Балтике, их тоже докеры бойкотируют, хотя зарплата там выше. То есть это не имеет отношения к российскому флагу или к России в целом, равно как и к санкциям ЕС в отношении России. Это происходило всегда, просто в Советское время в СССР был один регистр и судовладельцам не приходили в голову схемы сокращения расходов путем регистрации судов в более удобных регистрах. Сегодня, если судно ходит под российским флагом, то экипажу платят меньше, чем если бы оно ходило под мальтийским. Если бы судно под классическим удобным, в том числе и мальтийским флагом, заходило бы в финский порт, требования были бы не менее 1806 долларов в месяц матросу 1 класса. Это минимальная заработная плата установленная ITF на 2015 год», - объяснил координатор ITF в России.
После того, как в июне 2014 года сухогруз «Русич-5» Северо-Западного пароходства простоял в ожидании разгрузки в Торнио 12 дней, ОАО СЗП подало иск о компенсации убытков в размере 150 тыс. евро, однако суд Кеми-Торнио его отклонил. Как нам сообщили в компании, «судебные разбирательства не завершены, понесенные СЗП убытки будут истребованы с FSU/ITF в полном размере, включая прямой ущерб и упущенную выгоду». В СЗП также убеждены, что в случае с «Малахитом» ITF «искусственно затянул обработку судна», выполнив предписание суда только через два дня.
Однако финский профсоюз уверен в своей правоте. «Все акции, которые мы проводим, никогда не объявлялись нелегальными. Мы используем свои конституционные права», - убеждён координатор ITF в Финляндии.
«Обычно в таких случаях либо компания заключает коллективный договор с ITF, либо обращается в суд, чтобы прекратить бойкот. Финские суда обычно выносят определение: либо финский профсоюз должен внести 100 тыс. евро как обеспечительную меру для дальнейшего судебного разбирательства, либо прекратить бойкот. Обычно таких денег у них нет, поэтому они прекращают бойкот. Дальнейших судебных разбирательств, насколько мне известно, не проходило. То есть финское законодательство позволяет профсоюзам предпринимать такие акции», - отметил господин Фишов.
Финский профсоюз докеров утверждает: подобные бойкоты судов, владельцы которых не хотят подписывать договор с ITF, будут продолжаться, пока проблема не будет решена.


Возврат к списку